Наш сегодняшний семинар посвящён 500-летию Лютеровской Реформации. В связи с этим я хотел бы дать краткий обзор процессов, вызвавших к жизни новую Церковную общность, к которой мы имеем честь принадлежать.
1
Предпосылки Реформации
1. Папский абсолютизм, великий раскол и Констанцский собор. Мышление Европы в эпоху Средних веков было всецело католическим. Церковь была одним из важнейших институтов не только духовной, но и общественной жизни. Можно сказать так: нормальная жизнь шла постольку, поскольку находилась в соответствии с установлениями Церкви. Атеизм, как явление, в те годы просто не существовал, и люди не мыслили себя вне Церковного благословения. Система эпитимий держала всех в покорности, а на крайний случай в церковном арсенале имелось отлучение. Малое отлучение заключалось в том, что человек на период покаяния не допускался к причастию. Большое же отлучение было равносильно заболеванию проказой. Находившийся под ним отрешался от всех церковных благословений и даже не мог быть погребён на кладбище. Отлучение могло налагаться на целый город или на целую местность. В этом случае богослужение в церквах прекращалось; никто не мог быть ни крещён, не обвенчан, ни погребён, ни исповедован. Для человека того времени не было и не могло быть ничего хуже большого отлучения, причём не только для крестьян и бюргеров. Если монарх отлучался от Церкви большим отлучением, то это означало, что его подданные освобождаются от присяги на верность. Ситуация как нельзя лучше выражается сочинением Григория VII «Диктат папы», несколько положений которого я процитирую:
- Только римская церковь была основана самим Господом;
- Только римский папа вправе называться вселенским;
- Не опираясь на авторитет папы, никакой капитул и никакая книга не могут считаться каноническими;
- Никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесёт в него соответствующие изменения;
- Никто не имеет права судить папу;
- Римская церковь ещё никогда не ошибалась;
- она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
Римский епископ, патриарх Запада, через подчинённую ему армию епископов, священников и монахов держал в своих руках всю Европу, переставляя королей, как фигуры на шахматной доске. Тот, кто осмеливался противиться папе, противился не только ему лично, но и всей церковной системе и подчинённой ей светской власти, поэтому сопротивление было равносильно самоубийству. Мнение папы было абсолютным. Оно приравнивалось к источникам Божественного откровения. Оно не могло быть оспорено. Мнение папы стояло даже выше мнения собора. Никто и никогда в Европе не имел такой власти. Так что если бы Лютер выступил со своими идеями при Григории VII (1073-1085) или при Иннокентии III (1198-1216), то был бы мгновенно ликвидирован, и я не думаю, что кто-либо стал оказывать ему помощь и защиту. Однако уже в 1415 г., во время процесса над Гусом, ситуация была неоднозначной - при голосовании по его делу Констанцский собор разделился пополам. А сто лет спустя Лютер сжёг папскую буллу о своём отлучении без каких-либо последствий для себя. Таким образом в течение сравнительно небольшого исторического промежутка авторитет папства оказался в значительной степени подорванным. Что послужило причиной этого подрыва?
В 1378 г. вследствие раскола в кардинальской коллегии во главе РКЦ оказалось стразу два папы, взаимно предавших друг друга анафеме. Ни одно событие не могло нанести авторитету папства больше вреда. Никто не сомневался, что единство Церкви состоит в общении с наследником св.Петра, однако никто не мог ответить на вопрос, который из двух пап был истинным преемником апостола. Христианский мир пришёл в замешательство и в конечном счёте раскололся надвое. На сторону папы в Риме встали: Священная Римская империя Германской нации, Италия (кроме Неаполя), Англия, Венгрия и Скандинавия. На сторону папы в Авиньоне: Франция, Шотландия, Португалия Испания, Сицилия, Неаполь, Савойя, и некоторые территории Германии. Делились епархии, делились монашеские ордена. «Двоепапствие» продолжалось 39 лет, и чем дольше оно тянулось, тем плачевнее становилась ситуация, и тем громче звучали голоса, требовавшие восстановления единства. Попытка примирить двух пап посредством личных переговоров провалилась, поэтому инициативу в процессе взяли в свои руки университеты и духовные ордена, вспомнившие о древней традиции решать церковные проблемы путём созыва соборов. Этот момент - важная веха в истории Церкви, т.к. до того времени авторитет папы стоял выше авторитета собора. Идея о том, что Собор может не только стоять над папой, но даже низложить его, оказала серьёзное влияние на католическое мировоззрение того времени. И не случайно позже Лютер, отстаивая свои идеи, для вынесения по ним окончательного решения, потребовал именно созыва Собора.
Движение за соборную Церковь в некоторых странах (в первую очередь в Англии и Чехии) оформилось в национально-церковные устремления, а затем и в национальные еретические движения. Т.к. эти движения, в особенности движение гуситов в Чехии, угрожали всему феодально-общественному строю, то император Священной Римской империи Сигизмунд взял инициативу в свои руки и созвал собор в Констанце (Швейцария). Этот Собор низложил всех пап (которых к тому времени стало уже трое) и тем самым положил конец великому расколу, последствия которого были весьма негативными. 1. сам факт раскола стал убедительным свидетельством того, что власть римского первосвященника не столь божественна, как это казалось раньше и, следовательно, может быть оспорено понятие папских установлений, как источника Божественного откровения. 2. появились силы, претендовавшие на то, чтобы быть источниками правильного понимания христианства - богословские факультеты различных европейских университетов, которые сыграли немаловажную роль в ликвидации раскола. 3. сам факт собора, который низлагает и избирает пап ясно показал, что собор стоит над папой. Кроме того не следует забывать, что собор был созван по инициативе светского лица.
Таким образом, если ранее папа для Западной Церкви был единственным источником правильного понимания христианства, то теперь таких источников было три: собор, папа, университет. Таким образом, было нарушено иерархическое единство Западной Церкви, т.к. появилась возможность оспорить или даже обжаловать решение папы (чем и воспользовался Лютер). Кризисная ситуация возымела ещё одно последствие. Она вызвала к жизни силы, не только усомнившиеся в правильности существующего положения вещей, но и предложивших альтернативные варианты дальнейшего церковного бытия.
2. Уиклиф и Гус - предшественники Лютера. Когда созревает потребность в переменах, всегда находятся люди, воплощающие их в реальность. И даже если первая попытка была неудачной, всегда найдётся человек, готовый подхватить упавшее знамя. Идеи Реформации начали формироваться задолго до Лютера, периодически прорываясь в виде сектантских движений. Первым человеком, сумевшим придать этим идеям определённую форму и выдвинуть определённую программу преобразований, был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1320-1384), начавший проповедовать идею о необходимости возврата к простоте и демократичности ранней Церкви. Он перевёл Библию на английский язык, требовал вести на нём богослужение и считал, что отсутствующее в Библии не может быть названо христианским. В учении Уиклифа имеются многие идеи, которые мы впоследствии находим у Лютера, а именно: Библия, как единственный источник Божественного откровения, имеющий абсолютный приоритет в вопросах учения и практики Церкви, доступность Писания и богослужения для понимания верующих, спасение через личную веру во Христа, непризнание божественного происхождения папской власти, отмена многоступенчатой иерархии и (в более поздней терминологии) «удешевление» Церкви. Осуществить свою программу Уиклифу не удалось, однако его мысли пустили в Англии и в Европе глубокие корни.
Учение Уиклифа попало в Европу посредством придворных супруги чешского короля, которая была англичанкой. С ним ознакомился магистр богословия Ян Гус (1369-1415), который развил сие учение и органично соединил его с антинемецкими чешскими национальными устремлениями. Его деятельность привела к волнениям в Праге и наложением на неё в 1414 г. отлучения. В конце концов Гус был вытребован на собор в Констанц, причём там он потребовал, чтобы ложность его мнений доказывалась исключительно на основании Писания (спустя 100 лет то же самое потребует и Лютер). Это было сочтено ересью. Собор осудил учение Уиклифа, как еретическое и Гуса, как еретика. 6 июля 1415 г. Гус был сожжён на костре. Однако реформаторское движение в Богемии с его смертью не только не закончилось, но напротив усилилось.
3. Особенности церковно-политической ситуации в Германии. На примере Гуса и Уиклифа мы видели, что попытки реформирования существовавших на тот момент церковных порядков предпринимались, однако ни одна из них не возымела столь грандиозных последствий, как реформация Лютера. Причины сего лежат в особенностях церковно-политической ситуации в Германии, или, вернее говоря, в немецких землях, т.к. единого германского государства не было ни во времена Лютера, ни позже вплоть до Наполеоновских войн и деятельности канцлера Отто фон Бисмарка. Во времена же Лютера германские земли состояли из множества государств (или княжеств) различных размеров, причём в каждом княжестве были свои законы, свой государь, свои деньги и даже свой язык. Северонемецкий говор настолько отличался от южнонемецкого, что люди друг друга не понимали. Кстати, наследие этих времён в виде нескольких, существенно разнящихся между собою диалектов, наличествует в ФРГ и сегодня. Все эти территории объединялись в империю - Священную Римскую империю германской нации, во главе которой стоял не наследственный, а выборный государь, власть которого была достаточно номинальной и зависела от того, достаточно ли у императора сил, чтобы привести князей к повиновению. Если сил было недостаточно, то князья не были очень склонны подчиняться и поступали так, как считали нужным. Кстати, этот момент сыграл позже определяющую роль в судьбе Лютера. Периодически собираемый рейхстаг или собрание имперских чинов мог принять решение общеимперского масштаба, однако таковое исполнялось далеко не всегда. Слабость политической власти в германских землях активно использовалась Римом. Папский двор выкачивал из Германии больше доходов, нежели из какого-нибудь другого европейского государства, чему помимо уже названных факторов способствовало совершенно особенное положение духовенства.
Духовное сословие в средневековой Европе занимало специфическое положение в силу его практически полной отделённости от светской власти. В германских землях это ощущалось в ещё большей степени. Становясь клириком, человек переходил в иное измерение, т.к. его деяния отныне становились неподсудными светским властям. Независимое от светской власти положение духовенства укреплялось и за счёт того, что многие епископы были одновременно и крупными земельными феодалами. Наивысшего положения в этом отношении достигли епископы Трира, Майнца и Кёльна, которые входили в число курфюрстов, т.е. князей-выборщиков императора. Таким образом соотношение светских и духовных лиц в коллегии выборщиков было практически равным. На территориях, подвластных князьям-епископам, существовало прямое церковное управление. Столь значительный удельный вес духовенства способствовал тому, что любая церковная кампания, инициированная Римом, проводилась в немецких землях с наибольшим рвением.
Несколько слов следует сказать и о монашестве. В отличие от восточного монашества, руководствовавшегося в основном единым общежительным уставом св.Пахомия, западное монашество состояло из множества орденов, каждый из которых имел свой устав. Были ордена, жившие трудами рук своих, т.е. имевшие подсобное хозяйство, которым и кормились, а были так называемые ордена нищенствующие. Они назывались так потому, что не имели угодий и жили на собираемые пожертвования. В эпоху, когда священнические и епископские места продавались за наличные средства, их покупателями зачастую оказывались очень далёкие от духовных проблем люди. Кроме того многие священники были людьми безграмотными и неспособными к несению пастырских обязанностей. Поэтому ко времени Лютера пастырство и душепопечительство перешли в руки нищенствующих орденов. Т.к. монастыри издавна были центрами средневековой учёности, то нет ничего удивительного в том, что и вопросы образования - от школ до университетов - тоже оказались в сфере действия монахов.
Все вышеуказанные факторы сформировали совершенно особый церковно-политический ландшафт в германских княжествах. Ни в одном европейском государстве, за исключением может быть Испании, сознание человека не было столь сильно сконцентрировано на Церкви. Именно поэтому воздействие Лютера на умы немецкого народа оказалось столь значительным.
Таковы внешние предпосылки Лютеровской реформации. А теперь настало время обратиться к фигуре самого Лютера.
2
Лютер и три даты Реформации
1. Anno Domini 1512. Мартин Людер (Лютером он стал несколько позже) родился в 1483 г. После обучения в школе поступил в Эрфуртский университ. В 1505 году оставил мир и стал послушником Эрфуртского августинского монастыря. В 1506 принял полный постриг, а в 1507 г. был рукоположен во священника. После этого продолжил занятия на богословском факультете и в 1512 г. получил степень доктора теологии.
Чтобы понять сущность идей Лютера надо уразуметь, как в сознании христиан того времени выглядели отношения между Богом и человеком. А выглядели они не очень хорошо. Бог был жестоким судьёй, сурово каравшим человека за любые провинности. Его гнев надлежало умилостивлять всевозможными действиями: молитвами, постами, паломничествами, пожертвованиями и т.д. Именно этими деяниями человек и «зарабатывал» себе оправдание. Сам Лютер говорил, что в молодости он не мог пройти мимо Распятия без чувства ужаса. С другой стороны, были в большом ходу воззрения бл.Августина, согласно которым Бог не связан никаким законом, в том числе и Своим собственным и потому по собственному произволу определяет одних людей ко спасению, а других к проклятию. Всё, что оставалось в этом случае на долю людей, так это удостовериться по внешним признакам, к какой группе они относятся. Таким образом, задача спасения перед человеком вообще не стояла. И вот, работая над лекционным курсом по Посланию к Римлянам, Лютер обращает внимание на следующие слова Апостола: «…я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Эллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» (1, 16-17). Таким образом, Евангелие определяется как спасительная сила для всех, принимающих его. Этот вывод привёл Лютера к переосмыслению отношений между человеком и Богом, показав всю неприемлемость насаждавшейся в то время системы взглядов.
2. Anno Domini 1517. Одним из догматов РКЦ, отделяющим её от Православия, является учение о чистилище, т.е. о месте, в котором пребывают души людей, не являющихся явными грешниками, но и к праведникам не относящихся. Муки, которые они терпят в чистилище, очищают их и позволяют потом переселиться в рай. Ради избавления от мук чистилища можно было предпринять определённые шаги здесь, на земле. Именно поэтому Церковь накладывала на кающихся грешников суровые эпитимии. Перенесенные на земле страдания способствовали или сокращению срока пребывания в чистилище или вообще помогали избежать его. В XIV веке появилось учение, существенно облегчившее участь кающихся. Речь шла о том, что Христос и святые в своей жизни сделали такое количество добрых дел, что таковое намного превзошло количество дел грешных. В результате образовался некий запас, именуемый «сокровищницей заслуг». Избыточной благодатью из этого запаса могли погашаться греховные деяния других людей. И если кающийся хотел получить освобождение от мук чистилища, то за соответствующий взнос он мог получить погашение своих грехов, удостоверенный соответствующей грамотой. Именно она и называлась индульгенцией. В 1476 г. папа ввёл возможность приобрести отпущение для душ, уже пребывающих в чистилище.
Для Лютера практика индульгенций с определённого времени стала вызывать сомнения, т.к. ими фактически упразднялась исповедь. В конце концов, он решил представить своё мнение об отпущениях научной общественности и пригласить преподавателей и студентов университета на публичный диспут об отпущениях. К этому диспуту были составлены 95 тезисов для обсуждения. В них, в соответствии со своим пониманием Писания, Лютер изложил всё, что думал об отпущении, о власти папы прощать грехи умерших, и о сомнительной действенности индульгенций, как таковых В соответствии с существующим порядком, тезисы были отпечатаны и разосланы. Был ли лист с тезисами действительно прибит к дверям замковой церкви Виттенберга 31 октября - неизвестно.
Таким образом начался процесс Реформации в немецких землях. Следует отметить, что положения, связанные с изменениями в церковном учении и практики, появлялись на свет в результате острой полемики - прежде всего с доминиканским орденом, поэтому идеи, содержащиеся в программных работах 1519-1521 г. порою звучат достаточно радикально. Вот некоторые из них:
1. Св.Писание не требует от грешника ничего, кроме сердечного раскаяния и решимости нести свой крест. Если Бог предусматривает наказание для провинившегося, то ни один человек, в том числе и папа, не может отменить их. Нет никакой «сокровищницы заслуг», т.к. ни одному праведнику не дано в совершенстве исполнить все заповеди, а тем более перевыполнить их. Избыток праведности посилен лишь для Христа, но об этом может судить только Бог-Отец. И только Ему, но никак не Церкви, дано этим распоряжаться.
2. Писание является единственным абсолютным и непререкаемым авторитетом для верующего. Всё предание и церковная традиция должны рассматриваться сквозь призму Писания - при этом всё несоответствующее ему должно устраняться
3. Папство - условный институт, не обязательный для христианства. Церковь наличествует везде, где проповедуется и исповедуется Слово Божие. Глава Церкви невидим и является объектом веры, поэтому превращение Церкви в видимое царство есть заблуждение, т.к. вера не может терпеть никакого иного главу кроме Христа.;
4. Централизованная римская система в её современном Лютеру виде совершенно необязательна. Правомерно образование национальных церквей в национальных государствах;
5. Осуждается магизм в ритуалах Церкви, даётся новое определение Таинств, в соответствии с которым собственно Таинствами определяются Крещение и Евхаристия - остальные 5 причисляются к священнодействиям – прошу заметить, что действие в таковых благодати не оспаривается;
6. Людям должно быть предоставлено право свободного выхода из монашеского состояния;
7. Положение о разделении людей на священников и мирян (в плане сословности и благодати) ложно;
8. Общине должно быть предоставлено право выбора священника (пояснить).
Практическое выражение этих идей нашло выражение в литургической реформе, основными моментами которой стало осуждение двух понятий: 1. Представления о мессе, как о заслуге перед Богом 2. Понимание мессы, как жертвы за грехи живых и умерших, т.е., фактически, повторения Голгофской жертвы Христа. В соответствии с этим в чинопоследовании произошли следующие изменения:1. Исповедание грехов стало обращённым только к Богу, из него были изъяты упоминания о Деве Марии и святых. 2. Подвергся устранению римский Offertorium (молитва приношения), в которой, в частности говорилось: «Прими, Святый Отче … безгрешную жертву, которую я … приношу Тебе … как за мои неисчислимые грехи, преступления и нерадения, так и за всех здесь присутствующих; равно как и за всех верных христиан, живых и мёртвых…» 3. Был существенным образом сокращён Canon Missae, включавший в себя поминовение живых и мёртвых, почитание Пресв.Девы и святых и прочее. В новой мессе он был сокращён до Слов Установления и Молитвы Господней. 4. В новой мессе все молитвы должны были произноситься вслух, в отличие от римской мессы, в которой многие части читались священником тайно. Текст службы был латинский, за исключением проповеди и нескольких гимнов. Что касается традиционных литургических одеяний, то таковые сохранялись. Сохранялось и каждение. Что касается совершения всей мессы на национальном языке, то сам Лютер был против этого и полный немецкий текст готовил поневоле вследствие нараставшего напряжения в обществе и появления вариантов, не отличавшихся должным качеством. Таким образом, в противовес распространённым штампам, Лютер не отменял богослужение на латыни. По его мысли, немецкая месса, в которой многие латинские части (Gloria, Credo, Sanctus) были заменены гимнами-парафразами на немецком языке, предназначалась для необразованных мирян, в особенности в деревнях. Она была не более чем упрощённым вариантом исторического обряда. И когда курфюрст захотел ввести немецкую мессу в приказном порядке, Лютер выступил против этого намерения. Примечательно, что несмотря на упрощённость немецкой мессы, в ней надлежало петь не только коллекты, но также Апостол, Евангелие и Слова Установления. Таким образом, Реформация не отменила мессу, но очистила её, вернув ей ту роль, которую она имела в апостольской Церкви. Следует иметь в виду, что порядки, предложенные Лютером, были лишь схемами. Он не давал подробных указаний на весь церковный год, как это сделал Кранмер в Англии. Лютер обозначил принципы и указал на желательный материал в традиционном обряде Церкви. Его схематичные работы необходимо было дополнить материалом из старых литургических книг. Работы Лютера составили основание для реформы богослужений по всей Германии, Австрии, Дании, Швеции, Балтии, Словакии и т.д. Литургическая реформа Лютера уникальна и составляет одну из специфических черт нашего исповедания.
3. Anno Domini 1530. В 1530 г. открылся рейхстаг в Аугсбурге. Эта дата является чрезвычайно значимой, т.к. именно для этого рейхстага было подготовлено письменное изложение нового вероисповедания, именуемого поэтому «Аугсбургским». Этот документ является основополагающим для всех поместных Церквей. Исповедание было отвергнуто из-за двух пунктов, по поводу которых так и не удалось придти к согласию. Это прежде всего вопрос папского авторитета, а затем оправдание через веру. По другим темам АИ, в т.ч. и в отношении статей, рассматривающих Таинства, противоречий не возникло. Следует подчеркнуть, что Лютер никогда не стремился к созданию новой церковной общности – он желал только реформировать имеющуюся. Именно поэтому ни один тезис Лютера не представляет собою ничего нового. Всё сказанное им, мы можем найти как в Писании, так и в трудах отцов. Именно в этом, т.е. в отсутствии новых идей и заключается сила его реформы.
На протяжении 1530-х гг. лютеранство распространяется и утверждается окончательно в Северной и Средней Германии, Дании, Швеции, имеет сильные очаги в Южной Германии и проникает в Австрию и Северную Италию. Аугсбургское Исповедание и его Апология чётко обозначили границы реформированного учения и дали возможность с одной стороны для консолидации всех, разделяющих учение, а с другой для отмежевания от всех, искажающих таковое. Таким образом, начиная с этого времени мы можем говорить о Евангелическо-Лютеранской Церкви, как о совершившемся факте. В настоящий момент она представлена поместными Церквами в более чем 250-ти странах, объединяющих примерно 75 млн. верных.
Ответом на Реформацию стал Тридентский собор, который осудил реформацию как ересь. Предание было признано источником вероучения наравне с Писанием; было запрещено читать Писание в другом переводе кроме латинской Вульгаты; добрые дела были объявлены необходимыми для спасения; догматы о призвании и почитании святых признаны неизменными. Сохранилось также учение о чистилище и правомерности индульгенций. Позиция папства осталась незыблемой. Таким образом, ни одно из основополагающих установлений Реформации не было принято.
3
Заключение.
Реформация в её лютеранском варианте привела к созданию новой церковной организации, нового сообщества верующих. Её можно назвать Реформированной Католической Церковью, Евангелической Католической Церковью или Католической Церковью Аугсбургского Исповедания. В намерения Лютера не входило полное разрушение старой традиции для создания новой. Поэтому в лютеранстве, особенно в его скандинавской форме, вполне сохраняется римско-католическая атрибутика и обрядность. Сохраняется трёхступенчатая иерархия, епископат, обладающий апостольской преемственностью. Сохраняются Таинства. Естественно, что не различается и отношение к основополагающим догматам христианства (догмат о Троице, о двух природах Христа и т.д.). Однако, есть и различия, остающиеся актуальными и сегодня, несмотря на реформы Второго Ватиканского собора. Не думаю, что их удастся разрешить, так как если, например, католики признают, что папа имеет свою власть не по Божественному, а по человеческому праву, то римский католицизм просто рухнет. В 1997 г. католики и лютеране подписали совестное заявление по поводу учения об оправдании через веру, где, в частности, говорилось, что таковое более не является фактором разделения. Однако тот же самый документ констатировал, что существуют оставшиеся за его пределами противоречия, которые остались нерешёнными. Полагаю, что решены они не будут никогда. То же самое можно сказать и обо всех остальных темах, дебатирующихся в процессе межконфессиональных диалогов на всех уровнях. Межконфессиональные противоречия возникают из разной интерпретации Писания, из разного понимания места традиции в церковной жизни. Они имеют принципиальный характер, т.к. составляют сущность вероисповедания, и отказ от них приведёт к разрушению вероисповедания как такового. Поэтому перспектива воссоединения сегодня, да и в будущем, на мой взгляд нереальна. Любые призывы к воссоединению имеют в своей основе либо концепцию возвращения всех «отколовшихся» в лоно истинной Церкви, либо концепцию совершенно нивелированного христианства, не имеющего ни исторического, ни духовного преемства. Посему нам надлежит оставаться стойкими участниками своих Церквей, сохранять наследие наших предшественников и уповать на всеобщее единение христиан в новом творении, в котором все нынешние разногласия потеряют актуальность, т.к. нашим всеобщим пастырем будет Сам Христос, которому честь и слава и поклонение во веки веков. Аминь.