МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Октября 2008 года

День благодарения


Евр.13, 15-16

Итак, будем через Него (Иисуса) непрестанно возносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Сегодня мы отмечаем так называемый «День благодарения» - праздник, само название которого указывает на то, что должно в этот день сделать. Сегодня нам должно с особенной силой воздать хвалу Творцу миров. За что же нам следует благодарить Его? Традиционно в этот день Его благодарят за ниспосланный в уходящем году урожай, за ниспосланное нам пропитание. Необходимость воздать благодарение за дарованный хлеб насущный вполне очевидна, ибо его наличие отнюдь не является аксиомой – и никто да не будет введён в заблуждение видимой стабильностью. Я думаю, что подавляющее большинство здесь присутствующих помнит пустые магазины эпохи перестройки – пустые, хотя война окончилась несколько десятилетий назад. Повторение подобного положения вовсе не является чем-то невозможным. Итак, мы благодарим Господа за хлеб насущный. Однако только ли за это Его следует благодарить? Естественно, нет. Мы вкушаем ниспосланное нам пропитание в спокойствии, без опасения того, что в любой момент может прозвучать сигнал воздушной тревоги, после чего придётся спасаться в ближайшее бомбоубежище. Посему нам должно поблагодарить Всевышнего за мирные времена. При этом надо иметь в виду, что у нас не было бы мирного времени, если бы мы не имели прочного правления. Соответственно, за таковое нам также следует воздать хвалу Всевышнему. Но в особенности нам следует благодарить нашего Небесного Отца за Его милость. Потому что именно по этой милости делаются возможными и мирные времена, и хорошее управление, а также благоприятная погода, способствующая произрастанию и созреванию плодов земли. Как видите, поводов много. А теперь самый главный повод для благодарности. Я думаю, что обретённый хлеб насущный отдавал бы изрядной горечью, если бы мы не имели тех обетований, которые Всемогущий дал нам через Иисуса Христа – обетований спасения и жизни вечной. Поистине, если бы этих обетований не было, то наши трапезы были бы пиром во время чумы и единственное, что нам оставалось бы, так это говорить: будем есть, пить и веселиться, потому что завтра мы умрём! Да и чему можно было бы искренне радоваться, если бы над нами подобно Дамоклову мечу висело сознание, что через сравнительно недолгое время от нас не останется ничего, кроме ничтожной горстки праха? Поистине, в этом случае нам пришлось бы постоянно оглушать себя тем или иным способом, дабы хотя бы на время забыть о предстоящем финале. Таким образом, хотя у нас есть множество поводов для того, чтобы от всего сердца возблагодарить Господа, но в первую очередь мы должны благодарить Его за дарованную нам надежду на спасение, за перспективу вечности, без которой всё остальное утрачивает смысл, нисходя на уровень биологического существования.

Принесение Господу благодарения стоит в центре сегодняшнего праздника, однако из этого не следует, что благодарность надо возносить исключительно в День Благодарения. Как раз наоборот. Благодарить Всевышнего нужно постоянно, в каждый день бытия. Между тем, если дать себе труд повнимательнее присмотреться к содержанию наших молитв, то будет очевидно, что преобладающее место в них занимают прошения. Должно ли это быть так? В своё время мне доводилось беседовать с одним иудеем, который сказал, что во время своих богослужений они вообще не возносят к Богу никаких прошений – их молитвы не содержат ничего, кроме благодарения. Не знаю, насколько эти слова соответствуют действительности, но если соответствуют, то это уже крайность, излишество. У нас нет никаких оснований НЕ доносить до Всевышнего свои нужды - тем более, что Сам Христос заповедал нам поступать так. Однако Его заповедь не даёт никаких оснований для того, чтобы не ставить благодарение на первое место, а тем паче забывать о нём. Необходимость постоянства в благодарении подтверждается и услышанным сегодня апостольским словом: «Итак, будем через Него (т.е. Иисуса) непрестанно возносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.». Но тогда встаёт следующий вопрос: а в чём именно должна выражаться наша благодарность? Неужели исключительно в словах? Но если так, то чем тогда мы лучше фарисеев? Тем более, что мы постоянно говорим о христианстве не как о декларации, но как об образе жизни - образе жизни посредников между Богом и человечеством. В чём же он заключается, в чём состоит наше посредничество, и какое отношение всё сие имеет к благодарению?

В процессе посредничества мы передаём другим людям то, что даёт нам Господь. А что даёт нам Господь? В первую очередь Свою любовь, которая наивысшим образом явилась нам в смерти Христа на Голгофе. Эта любовь и сегодня является через Благую Весть Евангелия, через благодать Таинств, через то многое, что Господь даёт нам в этой жизни. Всем этим мы призваны делиться с другими людьми. В первую очередь вестью Евангелия о том, что каждый человек имеет возможность стать участником вечности, но и не только ею. Подобно тому, как Бог помогает нам в наших нуждах, давая то, в чём мы остро нуждаемся, так же и мы призваны помогать нуждающимся – тем, кому приходится труднее и хуже, чем нам. Разумеется, это не значит, что следует поощрять профессиональное нищенство – у этих людей как раз всё хорошо. Мы призваны помогать ближним, о трудностях которых нам доподлинно известно. Именно об этом пишет нам Апостол: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.». Обратите внимание на то, что рядом с благотворением, подразумевающим материальное воспомоществование, стоит общительность, обозначающая контакт с человеком, полноценное общение с ним. Сие далеко не случайно, потому что благотворение без общения, без братской любви именуется милостыней и является сущностью не столько благостной, сколько унизительной. Более того. Милостыня в традиционном для сегодняшнего дня понимании для христианина совершенно не приемлема, потому что совершается не ради ближнего, а ради себя самого, ради собственной самоудовлетворённости. Я подал человеку, собирающему милостыню на ступенях церкви, незначительную сумму, и мне хорошо – типа я совершил благое дело. Но в чём его благостность? Ведь мне совершенно не интересно, что это был за человек, какие проблемы он имеет. Своей подачкой я попросту откупился от него, от участия в его жизни ради сохранения собственного комфорта и душевного спокойствия. Но это уже не христианство. Христианин действует не ради себя, а ради Христа, ибо наполнен Его любовью и стремиться поделиться этой любовью с как можно большим числом людей. Христианин не отворачивается от проблем ближнего, а напротив, активно участвует в них, способствуя тому, чтобы там, где царило огорчение, воцарилась радость. Христианин способствует тому, чтобы люди, освободившиеся от гнёта своих проблем, возрадовались открывшемуся перед ними свету вечности и вместе со всеми верными воздали хвалу Богу. Поступать подобным образом не так просто. Человек по сущности своей эгоистичен и стремится охранить свою личность и свою жизнь от всего, что так или иначе может привнести в неё дискомфорт. Именно поэтому апостол и говорит о благотворении и общительности, как о жертве. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.». Да, это жертвы и не всегда легко на них пойти, особенно тому, кто недостаточно твёрд в вере. Но иногда надо сделать усилие над собой. Хотя бы ради того, чтобы познать, что в мире существует радость намного большая, нежели радость о собственном благополучии – радость увидеть ближнего, чья жизнь, благодаря явившейся через нас Христовой любви, изменилась к лучшему.

Сегодня - День Благодарения. Воздадим же хвалу Господу за все благодеяния Его и будем жить так, чтобы каждый день нашего бытия был хвалой и прославлением нашего Небесного Отца. «Итак, будем через Него (т.е. Иисуса) непрестанно возносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.». Аминь.