Ангелы
Слово «ангел» произошло от греческого «angelos», «вестник» и является переводом еврейского «malack». Согласно учению Церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Ангел чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы; хор Ангелов возвестил рождение Христа.
Ангелы могут представать в удивительно разнообразных формах, хотя Библия часто пренебрегает тем, чтобы предоставить хоть какое-то описание (Суд.6,11-14; Зах.4). В большинстве текстов Библии они предстают гуманоидами, но могут также проявлять себя как столбы огненные и тучи. Другие божественные создания предстают крылатой частью Божественного трона (Ис.6) или божественной колесницы (Иез.1). Внешность Херувима достаточно хорошо известна, она мастерски изображена на Ковчеге Завета (Исх.25). Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ невидимости) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасаю- щим разрушением Содома и Гоморры.
Происхождение Ангелов
Как и всё сущее, Ангелы бы-ли сотворены Бо-гом – в этом пункте сходятся все богословы. Од-нако существуют самые различные мнения, относи-тельно времени со-творения агелов. Многие усматрива-ли в первой фразе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» намёк на создание невидимого мира бесплотных духов, Ангелов (так как о создании видимого неба говорится позже). Из указания Книги Иова на то, что Ангелы ликовали, когда Господь «полагал основания земли», делался вывод, что к моменту сотворения земли Ангелы должны уже были существовать. Апокрифическая «Книга Юбилеев» однозначно относит создание Ангелов к первому дню творения.
В Библии отражено представление о неисчислимом множестве Ангелов. «Есть ли счёт воинствам Его?» - вопрошает Иов (25, 3). Даниил сообщает: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 10). Эта формулировка повторяется в апокрифической 1 Книге Еноха: «И… видел я тысячу тысяч, тьму тем, несметно и неисчислимо многих, стоящих пред славою Господа духов» (Ен.40). Впоследствии об огромном количестве ангелов говорится и в Новом Завете (Евр.12, 22; Откр.5, 11 и др.).
В чём же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чём заключается их деятельность? Об этом мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Ангелы пребывают в условиях, совершенно отличных от наших, ибо в Царстве Божием время и пространство имеют совсем иное содержание.
На протяжении веков интерес к Ангелам то вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). В Новом Завете мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое» (Деян. 23:8). Будучи существами гораздо более близкими к человеческому миру, чем Сам Всевышний, Ангелы не могли не стать объектами пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг Ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту учения, богословы постоянно подчеркивали тварное положение Ангелов и предостерегали от поклонения им.
Архангелы и св.Архангел Михаил
Слово «Архангел» - греческого происхождения и переводится как «ангелоначальник», «старший ангел». Это определение появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени, как передача выражений вроде «великий князь», относящихся к св. Михаилу (Дан. 12, 1). Затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9, 1; 1Фесс.4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над Ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь Архангелов, среди которых особое место занимает Михаил, который в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли(Нав. 5, 13-14). Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе (Дан.10; 12, 1). В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”(Откр. 12, 7-9). Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Иуд.9).
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие христианские эсхатологические труды. Традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде. Тема архангела Михаила, взваешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отраженгие и в его гимнографии: «..и знаменосец Твой, святой Михаил, введёт их в вечный свет, обещанный тобою Аврааму и семени его» (Секвенция заупокойной мессы). В коптской проповеди об Архангеле Михаиле Х века приводится подробное повествоваание о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их. К Михаилу оброгащются также с мольбами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые св.Михаилу.
В иконописи Михаил часто изображается с копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, дарованного архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола. В левой руке он держит зелёную ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на котрой начертан красный крест. Начиная с XII века изображения Михаила появляются в композиции Страшного суда: он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол.
Празднование дня св.Архангела Михаила и всех Ангелов было установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, состоявшемся за несколько лет до Первого Вселенского собора 325 г. Лаодикийский собор осудил как ересь поклонение ангелам, как творцам и правителям мира. Восточная Церковь празднует этот день 21 ноября, Западная — 29 сентября.
Архангел Михаил изображается в качестве одного из щитодержателей на гербе Российской империи, считается покровителем Архангельска, Киева и изображён на гербах этих городов. Св.Архангелу Михаилу была посвящена старейшая в России лютеранская община в Москве, основанная в 1559 г. В 1928 г. московская лютеранская церковь св.Михаила была закрыта и снесена, община окончательно прекратила существование в 1933 г. В нашем соборе в настоящее время находятся алтарь, орган и алтарная Библия из церкви св.Михаила.