1. Происхождение
Любое движение, имеющее лидера, подобного Лютеру, испытывает потрясение, когда лишается его личного руководства. Евангелическое движение не стало исключением. Лютер знал об идейной нетвёрдости своих коллег, об их ошибках, однако умел обуздывать их, однако после его кончины положение изменилось Последующие 30 лет являются историей того, как лютеранство смогло выжить, несмотря на внешнее давление, а также внутренние разногласия и раздоры. В этот период угроза была весьма значительной, т.к. враги лютеранства, пытавшиеся соединиться либо с католиками, либо с кальвинистами, также именовали себя лютеранами. Кроме того император не оставлял надежды вернуть лютеран в лоно католичества и для достижения своей цели был готов прибегнуть к военной силе.
Лютер умер 18 февраля 1546 г., а к 26 июня того же года император и папа преодолели cв ою давнюю взаимную неприязнь и заключили союз, целью которого было восстановление власти Римско-Католической Церкви при помощи военной силы. Папа удовлетворил желание императора и созвал церковный собор, в результате деятельности которого появилось классическое изложение доктрины римского католицизма. Полагаясь на решения собора и на армию, император мог рассчитывать на достижение единства в государстве и Церкви. Но для достижения этой цели был необходимо распустить Шмалькальденскую Лигу (оборонительный союз князей, принявших Реформацию). Поставленная задача была достигнута с помощью перебежчиков, принявших сторону императора. Разогнав Шмалькальденсую Лигу, император легко одержал военную победу над лютеранами 24 апреля 1547 г., после чего принялся насаждать католическую доктрину и практику в церквях Реформации. Однако в 1552 г. военные действия возобновились, и насей раз лютеранские князья оказались более удачливыми, так что вскоре большая часть германских земель контролировалась ими. Результатом продолженной войны стал Аугсбургский религиозный мир 1555 г., открывший в лютеранских землях эру политической стабильности.
Однако восстановление политического мира в лютеранских землях не сопровождалось единством и согласием в теологических вопросах. В среде лютеран образовалось три группировки. Во главе одной из них стоял Меланхтон, признаваемый как преемник Лютера. Эта группа выступала за примирение с кальвинистами и католиками. Они были связаны по преимуществу с Виттенбергским университетом. Прямо противоположную позицию занимали так называемые «гнесио-лютеране» (истинные лютеране), возглавлявшиеся молодым теологом Матиасом Флациусом. Эта группа выступала за бескомпромиссную приверженность взглядам Лютера и требовала разоблачения Меланххтона и его группы, как лже-лютеран. Третья группа занимала центристскую позицию. Она разделяла взгляды Лютера, но при этом видела свою цель в восстановлении единства. В её-то среде и появилась Формула Согласия, говорившая в первую очередь о проблемах, вызвавших внутреннюю борьбу в среде лютеран, но говорившая так, чтобы можно было восстановить единство.
Отличительные черты лютеранства по сравнению с кальвинизмом были сформулированы Иоганном Бренцем (+ 1570 г.). Работу Бренца продолжил Якоб Андреа, в 1567 г. написавший документ, освещавший вопросы, вызывавшие споры среди лютеран. В 1573 г. Андреа опубликовал ряд проповедей, где простым и доступным языком объяснил, каким образом указанные вопросы могут быть решены. Выявление в Виттенбергском университете кальвинистов, выдававших себя за лютеран, ускорило и активизировало поиск решения волновавших лютеран проблем. В этой ситуации важную роль сыграл саксонский курфюрст Август. Уведомленный многими теологами и другими лицами о сложившейся обстановке, Август начал расследование, в результате которого преподавательский состав богословского факультета Виттенбергского университета был распущен и набран вновь из числа ортодоксальных лютеран. После раскрытия заговора курфюрст собрал в 1576 г. совещание богословов из различных земель в г.Торгау. Собравшиеся составили так называемые «Торгаусские Артикулы», которые были распространены на лютеранских территориях для обсуждения. Затем документ был переработан с учётом сделанных замечаний и предложений. Этот документ и стал «Твёрдым Заявлением» Формулы Согласия. «Твёрдое Заявление» было подвергнуто критике за излишнюю растянутость. В ответ на эту критику Андреа подготовил сокращённый вариант, назвав его «Очерком Формулы Согласия». В нём последовательно, статья за статьёй, излагается тот же материал, что и в «Твёрдом Заявлении», но в более краткой форме. Даже при беглом его прочтении можно понять спорные вопросы и истинно-лютернанские ответы на них. Более глубокое богословское разъяснение можно найти в «Твёрдом Заявлении», каковое вместе с «Очерком» и образует Формулу Согласия.
Поддержка, оказанная ФС по всей Германии, была ошеломляющей. Её подписали 8188 лютеранских пасторов и теологов, а также 51 правитель княжеств. Документ был назван Формулой Согласия, т.к. восстановил мир и единство среди лютеран через согласие в богословских вопросах.
Тот факт, Формула Согласия составлена 30 лет спустя после кончины Лютера, свидетельствует об огромной теологической и вероисповедной силе лютеранства, каковое не привязывается к личности одного человека или к его почитанию.
2. Содержание
Формула Согласия имеет нижеследующее заглавие: «Обстоятельное, безупречное, верное и окончательное повторение и разъяснение отдельных Артикулов «Аугсбургского вероисповедания», относительно которых на протяжении значительного времени между отдельными теологами, приверженными оному, случались споры, улаженные и мирно разрешённые по руководству слова Божия и в согласии со сжатым изложением нашего христианского учения». Она состоит из 12 артикулов, («Первородный грех», «О свободной воле», «Праведность веры перед Богом», «Закон и Евангелие», «О третьем употреблении Закона», «Вечеря Господня», «Личность Христа», «Сошествие Христа во ад», «Церковные обряды, называемые адиафора или необязательные обряды», «Вечное предвидение Божие и избрание», «О прочих ересях и сектах, которые никогда не исповедовали Аугсбургское Исповедание») излагающихся дважды, сначала в форме «Краткого изложения» («Очерк»), а затем в виде «Твёрдого заявления», причём все 12 артикулов имеют одинаковое структурное построение. Сначала приводится история возникновения проблемы в Церкви, далее даётся правильный лютеранский ответ и, наконец, перечисляются те моменты в позиции оппонентов, против которых возражают лютеране. Такая чёткая структура изложения материала способствует лёгкости понимания каждого артикула, как самостоятельной главы.
3. Формула согласия в сегодняшней ЕЛЦ
Любая существующая лютеранская община основывает свой Устав на лютеранских вероисповедных документах. При этом не все лютеранские общины приняли Книгу Согласия целиком. Некоторые приняли только Аугсбургское Исповедание и Краткий Катехизис. Имеются скандинавские Церкви, не считающие Формулу Согласия частью своего наследия и не ощущающие по отношению к ней обязательств, существующих в Церквах немецкой традиции. В некоторых поместных Церквах существуют исповедные заявления, дополняющие документы Книги Согласия. Различным лютеранским группам в разное время приходилось решать встававшие перед ним задачи с помощью исповедных заявлений. Подлинное исповедание лютеранства включает в себя не только формальную приверженность исторической вере Церкви: оно также означает, что эту веру действительно проповедуют и действительно обучают ей.
Когда лютеранские богословы подготовили Книгу Согласия и в 1580 г. поставили под ней свои подписи, они не включили в неё слово «Конец», означающее прекращение создания каких-либо иных исповедных документов, потому что история такового созидания закончится лишь с возвращением Иисуса во славе. Чтобы исторические вероисповедные документы стали живыми утверждениями веры, каждому поколению необходимо вновь подтверждать их. Вероисповедные документы должны изучаться не просто как реликвии прошлого, но как заявления нашей собственной веры. Там, где их больше не изучают, шанс того, что исповедуемая ими вера будет поддерживаться, крайне мал.
Наши исповедные документы создавались при разных обстоятельствах. Некоторые из проблем, с которыми Церковь столкнулась более 400 лет назад, и сегодня остаются теми же. В то же время появились и новые. Одна из них относится к ложным утверждениям о том, что в Библии не отражены подлинные исторические события. Согласно этой точке зрения, у нас не может быть уверенности в действительности сообщаемых Библией фактов. В случае с арианской ересью Никейский собор откликнулся на неё почти сразу же. Вопросы, которые инициировали выработку исторических исповедных документов ЕЛЦ, волновали Церковь около тысячи лет, прежде чем она справилась с ними соответствующим образом. Отрицание действительности упоминаемых в Библии исторических фактов или же сочтение их незначительными, требует определённого ответа с позиций веры. Наше поколение напишет свою собственную историю о том, как оно нашло силы, чтобы дать такой ответ. Не исключено, что после исчезновения этого вопроса перед Церковью встанут новые, на которые она также будет обязана дать ответ. Вот почему история создания лютеранских исповедных документов никогда не закончится. Книга Согласия - это только один, хотя и значительный шаг в процессе, которые не завершится до тех пор, пока Время не придёт к своему концу.