МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Июля 2008 года

Посещение Марией Елизаветы


Притч.14, 27

Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

В Писании неоднократно встречается выражение «страх Господень» и сходные с ним. Перед кем и перед чем мы испытываем страх? Перед злом, а соответственно перед событиями и личностями, которые могут причинить таковое. Но каким образом сие чувство может быть отнесено к Богу, Который, как говорит нам всё то же Писание, есть любовь? И уж совсем парадоксально выглядит поучение Мартина Лютера, который, комментируя в малом Катехизисе 10 заповедей, говорит «мы должны бояться и любить Бога». Так что же нам делать – бояться или любить? Кто такой Бог – любящий Отец или грозный тиран, одно упоминание о котором должно вызывать ужас?

Бог есть воистину наш Отец и притом Отец любящий. Если бы это было не так, то не было бы Голгофы. Но в то же время Господь - это не та личность, к которой можно относиться с пренебрежением или панибратством. Он является средоточием великой силы – настолько великой, что присутствие вблизи неё вызывает весьма специфическое чувство, похожее на то, которое испытываешь, созерцая нечто грандиозное, в сравнении с чем ты сам – ничто. Именно это чувство и выражено весьма несовершенным определением «страх». Но это не страх в обычном понимании. Это благоговейный трепет перед величием созерцаемого. И это то самое чувство, которое и должно быть у нас по отношению к Богу – благоговейный трепет перед Его величием и всемогуществом.

В Книге Притчей мы прочитали, что «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.». Почему так? Да потому что благоговейный трепет перед Творцом помогает человеку иметь правильную иерархию жизненных ценностей. Бог - источник и податель жизни. Благоговея перед Ним, человек стремится к пребыванию в единству с Ним, чтобы быть живым. Благоговея перед Богом, человек безоговорочно доверяет Ему, вследствие этого исполняет Его волю и тем самым действительно удаляется от смерти. Приближающийся к Богу приближается к жизни – удаляющийся от Него приближается к смерти.

Сегодня мы вспоминаем о посещении св.Елизаветы св.Марией. Матерь Христа пришла к матери Его Предтечи – св.Иоанна Крестителя. Что роднит этих двух женщин, почему именно они были избраны Богом для столь великой миссии? Об этом нам знать не дано, но всё же осмелюсь предположить, что одной из причин был имевшийся как у Марии, так и у Елизаветы страх Божий, благоговение перед Творцом, благодаря которому они безоговорочно принимали вышнюю волю и исполняли её. Вследствие сего обе были благословлены Творцом, избраны Им для особой миссии, и сегодня мы почитаем их как пример веры, достойный всяческого подражания.

Мы живём в трудные времена. И трудны они именно тем, что люди утратили страх Божий. Они не благоговеют перед Творцом. Зачастую так поступают даже именующие себя христианами, которые рассуждают о Боге весьма фамильярно и вместо того, чтобы исполнять Его волю, начинают диспутировать, что в ней соответствует сегодняшнему дню а что нет; что надо делать, а что не надо. А когда люди спорят о деле, то на само дело просто не остаётся времени.

Захария и Елизавета, Иосиф и Мария не спорили. Имея благоговение перед Творцом, имея страх Божий, они принимали Его волю и поступали в соответствии с ней, тем самым приближаясь к источнику жизни. Господь да поможет и нам поступать также, ибо «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.». Аминь.