МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июня 2008 года
Память оглашения Аугсбургского Исповедания
Неем.8, 1-2.5-6.9-12
Будучи существом двойственным, человек пребывает в неустойчивом состоянии. Его постоянно тянет то в одну, то в другую сторону. Например, будучи скован узами каких-то порядков, он жаждет освободиться от них и обрести полную свободу или, вернее сказать, вседозволенность. Но если в силу каких-либо причин таковая становится возможной, то человек начинает стремиться к порядку и искренне радуется, когда таковой, наконец воцаряется. Книга Неемии повествует нам о великой радости иудеев, когда они вновь обрели Закон, который когда-то отвергли. Эта ситуация несколько парадоксальна, но тем не менее всё было именно так. Народ отверг Закон, погрузился во вседозволенность, испытал последствия таковой, переосмыслил своё бытие и всем сердцем принял то, что было некогда отвергнуто.
Реформация подвергла пересмотру прежние церковные установления с целью их обновления, очищения от человеческих домыслов и излишеств. Лютер хотел провести реформу, а не революцию. Однако, огромное большинство восприняло его идеи именно как полное низвержение прежнего порядка, после чего началось сокрушение всего – в том числе и того, что трогать совсем не следовало. В результате хаос, анархия, мятеж и чудовищное кровопролитие Крестьянской войны.
Никакая нормальная жизнь невозможна без регламента, которые устанавливает нормативы, обязательные для всех. Это относится как к чисто мирской сфере бытия, так и к духовной. Поэтому такие регламенты существуют не только в государствах, но и в Церкви. Сегодня мы (правда с опозданием на 1 день) отмечаем день оглашения Аугсбургского Исповедания, которое является основой духовного регламента Евангелическо-Лютеранской Церкви во всех странах и местах, где таковая существует. Спрашивается: а зачем нам нужен какой-то регламент, если у нас есть Св.Писание? Собственно говоря, многие люди так и рассуждают, почему и присоединяются к деноминациям, не имеющим никаких вероисповедных документов. Да, у нас есть Писание, но оно не существует само по себе. Оно существует только в интерпретации. А что такое интерпретация? Толкование. Т.е. любая проповедь, любой библейский час, любой разговор на библейскую тему. Писание же, являясь Откровением Бога живого, слишком глубоко, чтобы его можно было интерпретировать однозначно. Особенно тогда, когда человек имеет недостаточный уровень познаний. А различная интерпретация – это различное понимание истины. А различное понимание истины – это различная жизнь и, кроме того, не самое лучшее отношение к тем, кто думает иначе. Увы, такая недоброжелательность свойственна практически всем за очень редким исключением. И если каждый будет иметь своё и отстаивать это своё, то не будет ни нормальной жизни, ни нормального общения. Именно поэтому мы нуждаемся в регламентах, подобных Аугсбургскому Исповеданию – ведь они показывают нам путь интерпретации Писания, которым мы можем идти все вместе. Сила народа Божия в его единстве, а таковое поддерживается вероисповедными документами, которые помогают нам быть едиными в понимании значения жертвы Христа, нашей греховности, приходящего от Бога оправдания, значения таинств, назначения и устройства Церкви и многого другого.
Мы призваны проповедовать Христа распятого и воскресшего. И для того, чтобы делать это правильно; для того, чтобы не впадать в заблуждения самим и не вводить в них других, будем постоянно обращаться к Аугсбургскому исповеданию и другим символическим книгам нашей Церкви, сохраняя при этом благодарную память о Мартине Лютере и Филиппе Меланхтоне, а также о тех людях, которые подписали документ, как своё исповедание веры и 25 июня 1530 года без страха и трепета вручили его императору Карлу, готовые умереть, но не отступить. Господь да сохранит нас в такой же твёрдости веры и готовности не только проповедовать, но и защищать её. Аминь.