МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Мая 2008 года
На неделе после Дня Св.Троицы
Пс.117,8
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.
В материалистической системе мышления, в которой нас так долго воспитывали, существует две системы отношений. Первая выражается известным изречением «человек человеку волк». В этой системе говорить о каком-либо уповании или доверии просто не приходится. Она предполагает полную замкнутость и отношения, не поднимающиеся над уровнем производственных. В советскую эпоху в ходу был другой лозунг: «человек человеку – друг, товарищ и брат». Сам по себе этот принцип очень неплохой, но было бы ещё лучше, если бы он исполнялся. Однако именно с исполнением всё оказалось очень и очень непросто. Каждый человек имеет свои интересы и упование на кого-либо возможно лишь до той поры, пока твои интересы не окажутся в противоречии с его интересами. Если такое противоречие наступает, то ради сохранения доверия требуется жертва – кто-то должен поступиться своими интересами в пользу другого. А принести такую жертву способен далеко не каждый. Именно поэтому надежда на человека – сущность достаточно непрочная. Впрочем, дело даже не только в столкновении интересов. Бывает и так, что у людей просто пропадает интерес друг к другу. Надеяться на человека конечно можно – да и странно было бы вообще не связывать со своими ближними никаких надежд – однако не следует придавать этим надеждам статус абсолюта, ибо они опираются на очень шаткий фундамент. В силу этого возложение надежд на ближних не может дать ни внутреннего мира, ни ощущения устойчивости, т.е. не способствует благости духа.
Верующий живёт иначе. Верующий изначально не возводит в абсолют отношения с другими людьми, ибо, общаясь с ними, возлагает упования не на них, а на Бога. На это есть причины. Во-первых, Господь Сам призывает нас довериться Ему. Во-вторых, упование на Бога во всех отношениях выигрышнее. Человек может к тебе охладеть – любовь Бога неизменна; человек может предать – Бог всегда остаётся верным; человек блюдёт свои интересы – Бог ради нас принёс крестную жертву; человеку могут быть неинтересны наши проблемы – Бог всегда участвует в наших делах. Именно поэтому, вовсе не отказываясь от доверия ближним, мы уповаем именно на Бога. Кстати, такое упование в значительной степени упрощает отношения с ближними, потому что мы изначально не ждём от них того, чего они не могут дать, а следовательно, не испытываем многих разочарований.
Псалмопевец говорит: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.». Эта фраза может быть сказана с глубокой грустью – как следствие печальной ситуации, приведшей к сильнейшему разочрованию. Что ж, осознание того, что уповать на Бога лучше, чем на человека, всегда полезно. Даже если достигнуто через разочарование. Потому что пребывание в истине (даже если достигается не самым лёгким путём) всё же намного полезнее, чем пребывание в заблуждении. Но будет лучше, если мы сможем повторить слова псалмопевца с иным чувством – с чувством глубокой любви к Небесному Отцу, любящему Отцу, Который пребывает с нами во все дни до скончания века. Аминь.