МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Февраля 2012 года
Septuagesimae
1 Кор.9, 24-27
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Когда мы видим выступление любого профессионала: музыканта, спортсмена, актёра или работу профессионального мастерового, совершаемые ими действия выглядят очень непринуждёнными и лёгкими. Настолько лёгкими, что создаётся впечатление, что у человека всё получается как бы само собой, что всё совершаемое им до чрезвычайности легко, и что ты можешь без проблем сделать то же самое. Однако, при первой же попытке повторения становится ясно, что ничего путного не получается. Не получается и не может получиться, потому что за кажущейся лёгкостью мастера своего дела стоит огромный и очень тяжёлый труд. Без такого труда немыслим никакой профессионализм, в том числе в области спортивных состязаний, о которых упомянул св.Павел. Что представляет собою подготовка к этим состязаниям? Каждодневные многочасовые тренировки и столь же каждодневное строжайшее самоограничение, при котором из жизни убирается всё, что мешает пребывать «в форме». Лишь при неустанном соблюдении такого режима появляется шанс на победу. Чтобы добиться результатов, нужно постоянно и помногу трудиться. Нет труда – нет и результата. Это совершенно ясно в отношении любого призвания. Именно поэтому любой специальности обучаются, а затем на протяжении всей жизни повышают квалификацию. Если этого не делать, то настанет момент, когда ты окажешься профессионально непригодным. Всё сие очевидно и ни одним здравомыслящим человеком не оспаривается. Но почему же люди не подходят с такими критериями к области духа? Почему именно здесь наблюдается совершенно иная картина? Почему они полагают, что именно здесь можно или вообще ничего не делать, или ограничиться минимальными усилиями? Почему считают, что признать бытие Божие достаточно, что христианство исчерпывается фактом крещения и периодического захаживания в церковь? Получается, что признание бытия Божия вкупе с фактом крещения сегодня становится единственным фактором, отличающим верующего от неверующего, потому что ни в чём другом они не различаются. Во всём остальном их жизнь совершенно идентична. Но признание бытия Божия никого не спасает. И Крещение само по себе также не является спасающей силой. Поистине, лёгкость в духовной жизни столь же обманчива, как и в любой другой сфере бытия!
На протяжении всей истории Церкви в ней существовали люди, получившие от Бога удивительные дары: прозорливости, исцелений и т.д. Не следует думать, что такие люди жили исключительно в какие-то отдалённые времена – они существуют и сегодня. Вопрос лишь в том, как они живут. А живут они подобно спортсменам накануне ответственейших соревнований, т.е. исключив из своей жизни всё, что хоть как-то препятствует общению с Богом. Тот, кто полагает, что сможет взять и начать жить также, глубоко заблуждается. Жизнь этих людей –результат огромного труда, долгого возрастания во Св.Духе. Бог действительно даёт этим людям особые дары. Но почему Он даёт их именно им? Потому, что они настолько возросли, что могут надлежащим образом принять Божью благодать и столь же надлежащим образом распорядиться ею. Где же искать таких людей? Когда заходит разговор о полном посвящении себя Богу, мы непроизвольно думаем о монашествующих. Однако, не следует думать, что для того, чтобы возрастать во Св.Духе, совершать духовный труд, надлежит непременно укрыться за стенами монастыря. Весьма известный святитель Спиридон Тримифунтский не был монахом. Он был обычным приходским священником, потом стал епископом, у него были жена и дочь, он неустанно занимался делами прихода в котором служил, однако всё сие не помешало ему всецело посвятить себя Христу, заниматься духовными трудами и настолько возрасти во Св.Духе, что Бог явил через него Свою славу и сотворил великие чудеса. Между тем, Спиридон не был ангелом, он был самым обычным человеком. Следовательно, то, что было возможным для него, вполне возможно и для нас. Однако, для того, чтобы возможность реализовалась, нужно приложить определённые усилия. А вот именно с усилиями у нас как-то не очень. Проблема в том, что мы не очень расположены себя ограничивать, исключать из своей жизни моменты, уводящие в сторону от Христа. Возьмём, к примеру, такую вроде бы мелочь, как безнуждное поминание Бога или обсуждение ближних, носящее характер осуждения. Господу сие неугодно – об этом свидетельствует Его Слово, в том числе и 10 Заповедей. Почему же делаем? Вроде бы мы все здесь верующие, к мессе исправно ходим, а то и на библейские часы заглядываем, а от такой мелочи отказаться не можем. Почему же не можем? Очевидно потому, что не очень хочется. Но не могущий справиться с мелочью как справится с великим? Мне могут возразить, что своими силами, без Божией помощи тут обойтись никак невозможно. Да, конечно. Но ведь Божья помощь тоже не придёт сама по себе. О ней нужно просить, о ней нужно молиться, причём не между делом, а испытывая большое желание получить её и стойко противостоять греху. Просим ли? Если нет, то напрасно, потому что избавляться от неугодного Богу надо даже тогда, когда это неугодное кажется несущественной мелочью. Потому что и мелочь может воспрепятствовать победе. Как в известном стихотворении про армию, потерпевшую поражение лишь потому, что в кузнице не хватило гвоздя, и лошадь командующего потеряла подкову.
Люди ленивы. Им хочется затратить минимум усилий и получить максимум результатов. Им не хочется работать, зато хочется жить в достатке. Но так не получится. Не получится быстро, не придёт из ниоткуда. Апостол Павел пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного». Ни один спортсмен не начинает свой путь с установления мировых рекордов. Всё начинается с простых упражнений. То же самое должен делать и христианин: он должен постоянно учиться: учиться молиться; учиться открывать себя для Св.Духа, дабы возрастать в Нём; учиться пребывать в единстве со Христом. Постоянно упражняющийся спортсмен постепенно становится способным на всё лучший результат и однажды становится способным совершить великое. Постоянно упражняющийся христианин постепенно становится способным смотреть на мир и людей глазами Бога и творить не свою, а Его волю, о чём сказал тот же самый Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Когда Христос живёт в тебе на земле, когда ты делаешь то, что Он хочет, тогда ты идёшь туда, куда Он желает тебя повести. А Он желает привести каждого из нас в новое творение, в Царство Божие.
Крещёных много, но далеко не все из них спасутся. Крещение – не гарантия спасения, обретения главного приза. Это только выход на старт. Этим моментом всё только начинается. Достигнем ли конечной цели, получим ли награду? Каждый из нас даст ответ на этот вопрос своей жизнью. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». Аминь.