МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Апреля 2008 года
Rogate - 5 воскресенье после Пасхи
Исх.32, 7-14
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!». И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ – он жестковыйный; итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли»; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: «умножая умножу семя ваше, как звёзды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно». И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой.
История, о которой мы сейчас прочитали, случилась после выхода избранного народа из Египта. Не через несколько веков и даже не через несколько лет. Можно сказать, что всё произошло по горячим следам – настолько быстро, что люди при всём желании ещё не могли забыть о великих чудесах, сопровождавших Исход: о десяти египетских казнях, о прохождение через море, о манне и перепелах в пустыне. Тем более, что это не были случайные чудеса, совершённые неизвестно кем. Благодаря наставлениям Моисея израильтяне знали, что все чудеса и знамения были даны Истинным Богом, и что сам Исход есть ничто иное, как исполнение Его обетований. Тем не менее, происходит нечто невообразимое: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой … сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»». Это настолько нелепо и неприлично, что нет ничего удивительного в гневе Господнем, в Его желании истребить презренных отступников, посмевших назвать своим избавителем истукана, которого они сами же и сделали! И вот, в этот момент звучит молитва Моисея, который, кстати, совершенно не пытается хоть как-то оправдать народ. Его аргументы имеют совершенно другой характер: «Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой … чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли»…». Чем для нас важна эта ситуация? Тем, что Моисей решается на ходатайство, несмотря на явную вину народа. Более того. Он просит за народ, несмотря на то, что ему предложена очень заманчивая перспектива стать вторым Авраамом, т.е родоначальником нового народа Божия. И ещё эта ситуация важна для нас тем, что прошение Моисея было принято и исполнено. Что из этого следует?
То, что ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать молитвой за ближних. Что значит молиться за них? Это значит взывать к милости Господней. А почему бы не воззвать к ней? Даже на заре Священной Истории молитва Моисея отвратила от народа гнев Божий. Мы же живём в эпоху Нового Завета, отличительной чертой которой является данное нам Христом обетование милости. Поэтому именно сегодня по сравнению с Моисеем мы можем иметь куда больше уверенности в милости Божией. Кто-то правда может сказать, что Моисей был великим пророком, поэтому Бог слушал его. Мы же пророками не являемся, в вере то и дело являем слабость, поэтому от наших молитв особенного толку не будет. Ложное и безосновательное мнение. Христос дал нам обетование о том, что наша молитва может очень многое, несмотря на то, что мы самые обычные люди. Только для того, чтобы молитва была действиенной, надо молиться не «на всякий случай», а с искренним чувством и не имея сомнений в том, что твоё прошение будет услышано и принято. Господь может всё. Он может сотворить многое там, где мы оказались бессильными, а это значит, что молиться надо даже тогда, когда ситуация кажется безнадёжной. В конце XIX века на Валааме подвизался монах, который очень переживал за своего неверующего отца и постоянно молился о том, чтобы Господь каким-то образом обратил его на путь спасения. Дело выглядело совершенно безнадёжным, ибо отец исповедовал весьма материалистические взгляды. Тем не менее, прошение было услышано и исполнено. Неверующий отец не только обратился к Богу, но и сам вскорости стал монахом на Валааме. Бог творит чудеса, и не просто так, а как ответ на наши прошения. И, как уже было сказано, для того, чтобы эти прошения были услышаны и приняты, они должны быть вознесены с убеждённостью, с верой. Есть ли ещё что-либо необходимое для того, чтобы наши прошения были приняты? Есть.
Никогда не возымеет успеха молитва, вознесённая с равнодушием. Это означает, что человек, за которого ты молишься, не должен быть тебе безразличным. Вспомним Исход и отношение Моисея к народу Израиля. Он мог гневаться на народ, он мог негодовать на него, налагать суровые наказания, но при этом он никогда не переставал ощущать этих людей, как свой народ, частью которого он сам являлся. Ему не было всё равно, что случится с этими людьми, поэтому он просил за них даже тогда, когда они были неправы. Невозможна формальная молитва, молитва «по традиции» или «по обязанности». То есть, она конечно же возможна, но в ней нет смысла, ибо таковая не будет услышана. Не надо пышных слов, не надо излишнего пафоса – для Господа, ведающего не только явное, но и тайное, важны не слова, а искренность и сила чувства. Существует старинная история о монахе, который весьма чтил Пресвятую Деву, но был не только неграмотным, но и немного тугодумом. Поэтому единственная молитва, которую ему удалось запомнить, была «Ave, Maria – Богородица, Дева, радуйся». Другие монахи, куда более сведущие в богословии и в молитвах, подсмеивались над своим малограмотным собратом, но когда тот скончался, из его уст выросло пять роз по числу букв в имени Марии, и таким образом была возвещена святость усопшего.
Итак, мы должны не просто молиться за ближних. Мы не должны быть безразличными по отношению к ним. Но небезразличие бывает разным. Можно любить человека, а можно очень сильно НЕлюбить его, доходя до ненависти. И не просто потому, что тебе так ни с того, ни с сего захотелось, но потому, что человек по отношению к тебе вёл себя неправильно или недостойно. Как же поступать в этом случае? Ответ на этот вопрос даёт Христос, который призывает нас молиться не просто за тех, кто был единожды неправ, но и за врагов. Это может показаться парадоксальным, но за тех, кто неправ, за тех, кто заблуждается, за тех, кто пребывает с нами во вражде, надо молиться в первую очередь, ибо Господь творит чудеса, и Он может водворить мир там, где ранее была ненависть. Но дело даже не только в этом.
Навряд ли можно представить себе, чтобы в молитве можно было просить для человека какое-нибудь зло. Некоторые, правда, делают так, но подобная молитва оскорбляет Бога. Ибо как можно просить зла у Того, Кто есть любовь? Поэтому молитва – это всегда пожелание доброго и благого. В том числе пожелание обращения человека на путь истины и мира. И т.к. молитва всегда должна быть пожеланием благого, то молиться за врагов означает желать им добра… Непросто быть христианином, не правда ли? Непросто, но можно. Кто сказал, что христианство – широкий путь? Он узок и хождению по нему надо учиться. А для того, чтобы учиться и преуспевать, нужно взирать на Христа и стремиться подражать Ему – в том числе любить ближних так, как это делал Он. Молитва за ближних (в особенности за тех, кто неправ и за тех, кто был неправ по отношению лично к нам) – очень хороший способ обучения. Его посредством можно постепенно научиться иному взгляду на людей – взгляду, подобному взгляду Христа, Который дарует нам Свою милость, несмотря на все наши беззакония. Посему будем совершать моления за наших ближних. Будем молиться за них даже когда они виноваты. Будем молится за них, подражая в этом Моисею, о котором прочитали сегодня в Писании: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской … И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой.». Аминь.