МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Мая 2011 года

Jubilate – 3 воскресенье после Пасхи


(Проповеди в изгнании

Ин.15, 1-8

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.

В первой половине XIX столетия в Москве проживал врач, который, как и многие его соотечественники, в поисках лучшей доли переехал из Германии в Россию. Врачом он был неплохим, дела пошли в гору, и в достаточно непродолжительное время приезжий стал весьма состоятельным. Состоятелен, но не богач; хороший профессионал, но не гений. Словом, типичный представитель среднего класса, в котором не было ничего примечательного. Несмотря на то, что Москва его времени была слабо похожа на сегодняшнюю, хорошие врачи в ней были и тогда, и до, и после. Он был самым обычным человеком, и, так как родственников у него не было, то через некоторое время после кончины о нём никто бы не вспомнил. Но однажды случилось нечто, благодаря чему его имя не затерялось в сумраке истории, но пользуется известностью и сегодня. Что же произошло? Обращение ко Христу. Как и все, этот врач был в детстве крещён, но крещение, христианское призвание не значило для него слишком много, оставаясь на втором плане бытия – то самое христианство, которое позволяет посещать церковь и при этом оставаться вполне светским человеком. Так продолжалось до тех пор, пока он, при неизвестных для нас обстоятельствах, не встретил Христа живого. Мы не знаем, как именно это произошло, но результат встречи оказался удивительным, потому что человек стал совершенно другим. Говоря словами Писания, сухая ветвь зазеленела и принесла много плода. Жизнь для себя закончилась – началось служение Богу и ближним. За свой счёт он выстроил больницу для бедных, впоследствии поглотившую всё его состояние, и сам работал в ней. Кроме того, он посвятил себя заботе о самых бесправных людях того времени - арестантах. Причём заботился о них не только как врач, но и как душепопечитель. Его считали святым уже при жизни, а сейчас Католическая Церковь ведёт процесс о его причислении к лику блаженных. Этого врача звали Фридрих Йозеф Хааз – имя, которое могло быть забыто, но которое помнят спустя 158 лет после того, как святой доктор оставил этот мир. Что же с ним всё-таки произошло? Что есть соприкосновение со Христом, которое в состоянии столь фундаментально изменить человеческую жизнь?

Об этом очень трудно говорить, как вообще трудно говорить о сущностях, выходящих за пределы видимой реальности. Но всё же попробуем. Находясь в повседневности, человек пребывает под давлением её реалий и так или иначе старается к ним приспособиться. Причём сие приспособление – это не устойчивое состояние, но постоянный процесс. Повседневность изменчива: её критерии, её истины, и даже окружающее пространство, постоянно меняются, вынуждая к столь же постоянному приспособлению, так что вполне возможно увидеть, как один и тот же человек сегодня утверждает одно, а завтра нечто другое и хорошо ещё, если не вообще противоположное. Причём он не кривит душой - он действительно убеждён в том, что говорит. Соприкасаясь же со Христом, человек соприкасается с высшей правдой, критерием которой является не сегодняшний или завтрашний день, но вечность; не человеческая предвзятость, но Божественная истина. Сие соприкосновение даёт человеку возможность увидеть самого себя с точки зрения этой вечности и истины. И тогда неизбежно возникают вопросы, которых в повседневности очень боятся: а кто я? для чего я живу? что я сделал? В повседневности мы обустраиваем жизнь в соответствии со своими желаниями и представлениями – именно со своими – и в этих рамках живём, перемещаясь из дома на работу, с работы домой, достигая успехов и радуясь им. Но вот, появляется Христос, носитель совершенно иных желаний и представлений. Поэтому, соприкосновение с Ним заставляет спросить себя: а кому вообще нужно то, что я делаю? Существенна ли моя деятельность? Может быть мои успехи на самом деле не столь уж и успешны, может и гордиться-то тут особенно нечем? Не получается ли так, что карманы полны, а душа пуста? И вдруг с ужасающей ясностью становится очевидно, как мелко и ничтожно сделанное тобою в сравнении с тем, что можно и должно было совершить! Это постижение ужасно, оно исполнено депрессивной горечи, но, тем не менее, ведёт ко благу, ибо даёт возможность начать действовать в правильном направлении, т.е. собирать сокровища не на земле, но на небесах.

Разумеется, здесь можно спросить: а что я могу сделать? Все мы, здесь пребывающие – люди среднего, весьма среднего и малого достатка. Мы не в состоянии строить за свой счёт больницы, школы, детские дома. Максимум, на что нас хватает, так это воздвигнуть недолговечное строение на дачном участке. Однако ограниченность возможностей не должна становится чем-то смущающим, восприниматься как препятствие. Служение Христу, труд для Христа, работа для вечности не должна и не может измеряться категориями повседневности. Думал ли тот же Хааз о том, что становится известным человеком? Никоим образом. То, что он говорил и делал, показывает, что о себе самом он думал меньше всего. В мире известность является одним из критериев успеха. Именно поэтому многие всерьёз озабочены тем, чтобы появляться на экранах, чтобы их фотографии печатались в газетах – причём даже в том случае, если информация носит скандальный характер. Неизвестность – синоним неудачи. Но христианин не нуждается в человеческой известности, ибо он известен Богу. И это главное. Христианин думает о вечности и живёт для вечности. Если же и приходят мирские отличия, то не стоит придавать им большого значения. Главное для нас – быть зелёными ветвями и приносить плоды. Пусть они не будут всем заметными, экзотичными, бросающимися в глаза. Главное, чтобы они были и были обильными, по слову Спасителя, сказавшего: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками».

Но какой же плод я должен принести? При попытке осознать это, не следует впадать в ошибку людей, которые, вдохновясь примером праведников, пытаются подражать им чисто внешне, и в результате в буквальном смысле «вымучивают» из себя жизнь для Христа. Но энтузиазм такого порыва недолговечен и не несёт с собой ничего, кроме последующего разочарования и охлаждения, потому что невозможно жить определённым образом, не имея соответствующего внутреннего основания. Чтобы избежать такого развития событий, нужно в первую очередь думать не о плодах, не о мерах по изменению своего бытия, которое должно измениться с 12-ти часов завтрашнего дня, а о Христе, об общении с Ним. Потому что без этого общения все попытки изменений бесполезны – о чём Он Сам предостерёг нас, сказав: «без Меня не можете делать ничего». Реальные плоды могут созреть лишь тогда, когда крещение – не формальность, а фундамент, определяющий бытие; когда общение со Христом – не абстракция и не бездушное бубнение заученных текстов, но реальное общение с реальной личностью, с которой мы говорим о том, что для нас по-настоящему актуально и важно. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». Если общение есть, многие вопросы сами собой отпадут, станут ненужными, потому что Господь укажет и что именно ты должен делать, и даст силы для делания, и научит не обращать внимания на то, что не стоит внимания. Поэтому задача каждого из нас – искать Христа, искать Его общения, искать вечности – искать и находить всё это в каждый день бытия, потому что каждый день ставит нас перед выбором: быть со Христом или не быть с Ним, следовать за Ним или жить по своему разумению. Не надо думать, что лишь отдельные личности вроде доктора Хааза способны жить для Господа. На это способен каждый из нас. Но для того, чтобы эта способность стала реальностью, надо быть учениками Христа по сути, а не только по названию. А быть учеником Христа означает жить не для себя, но для Христа, для Бога. И если это будет, то всё остальное приложится. «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего … Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками». Аминь.