МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Сентября 2010 года
Пастырское слово перед концертом
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 1 Петр.5,5
Гордость предшествует падению. Известная поговорка. Лишь немногие знают, что это цитата из Библии (Притч.16,18). Это цитата из Притч, как и наш текст из 1-го послания св. Петра (ср. Притч.3,34). Мудр тот, кто следует этому наставлению. Гордость себя не оправдывает. Смирение же вознаграждается. Но соответствует ли это нашему опыту, нашей повседневной практике? Высокомерные, гордые, относящиеся к окружающим люди добиваются успеха. Их не остановишь ничем в продвижении по карьерной лестнице. Находящихся ниже они с удовольствием попирают ногами, а тем кто стоит выше – подобострастно кланяются – пока это необходимо для продвижения наверх. Возможно, эта древняя мудрость просто устарела?
И что такое вообще смирение? Нечто, уместное для монахинь и монахов, но не нам же, уверенным в себе, современным христианам лютеранского вероисповедания! Нечто похожее приходится слышать довольно часто, а в добавление к этому еще – что именно в этой уверенности и состояла сущность Реформации. Так что же остается от библейской похвалы смирению? Слышится ответ: Если Библия хвалит что-либо незаслуженно, то нужно это место подкорректировать. Но разве это так просто? Но А иногда случается еще более худший вариант: Гордость и смирение рассматриваются не как человеческие глупость и мудрость, но их увязывают с Богом. Бог Сам противится надутым, Бог Сам призрит на побиваемых. И именно поэтому смирение и гордость уместно рассматривать в свете вечности. Наше поведение важно не только для человеческого сосуществования, Сам Бог взирает на наше поведение и не содействует гордым – совсем наоборот! Бог противится тем, кто противится своим ближним. Он содействует людям, идущим узким путем, тем к кого достанет мужества возлюбить врагов своих.