МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Августа 2010 года
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ НАРОДНОЙ СКОРБИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ
Из послания св. апостола Павла к евреям (13,12-15):
Братья! Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Из св. Евангелия от Матфея (11,28):
Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".
Дорогие братья и сестры, мы собрались сегодня в нашем соборе для того, чтобы вспомнить страдания, выпавшие на долю наших соплеменников – российских немцев. Их уделом стали депортация, изгнание, трудармия, всяческие притеснения и дискриминация. Разумеется, трагедия российских немцев продолжалась намного дольше, чем этот один день. Но так уж сложилось, что трагедии и катастрофы в истории народов отложились вехами в календаре. Армянский народ отмечает день скорби 24 апреля, так как в этот день в 1915 году в османской империи прошли погромы, в результате которых было убито более миллиона человек.
Для российских немцев таким днем народной скорби стал день 28-го августа, потому что 28-го августа 1941 года вышел указ президиума верховного совета о выселении всех немцев из европейской части СССР. 28-е августа – это день трагедии российских немцев, несмотря на то, что их преследования начались значительно раньше и закончились лишь десятилетия спустя после выхода в свет этого указа, а последствия его сказываются по сей день.
Уже во время 1-й мировой войны поднял голову русский национализм. Он сделал из некогда желанных и поэтому – приглашенных – российских немцев врагов – только на основании их языка и происхождения. Уже тогда многие наши прихожане попали – как в мельничный жернов – между двумя народами, находившимися в состоянии войны друг с другом. Но то что произошло тогда, в 1914 году, не идет ни в какое сравнение с размерами трагедии, причиной которой стала разбойничья политика Гитлера и Гитлера. Гитлер напал на Сов. Союз, а Сталин отыгрался на собственных гражданах немецкого происхождения. И не потому, что они были действительно в чем-то виноваты, а потому что в паспорте у них было написано «немец» или «немка». Ни один из них не участвовал в выборах Гитлера в Германии, но из них сделали заложников его политики. Разумеется, нападение Гитлера на СССР было преступлением, одним из многих преступлений, находящихся на счету германских национал-социалистов. Но то, что совершил Сталин по отношению к российским немцам, также однозначно является преступлением. Лишение имущества, депортация, лагеря и послевоенная дискриминация. Если принять за исходную точку данные Аркадия Германа из саратовского университета, то в европейской части России проживало до 1937 года 1 435 000 немцев. Уже во время сталинского террора 1937/38 года 73 тыс из них было осуждено, а 40 000 расстреляно. Мы знаем, что Сталин, совершая массовые убийства, не щадил ни один народ, включая русский. Но для российских немцев вероятность подвергнуться судебному преследованию была в 6 раз выше, а вероятность расстрела была выше в 10 раз, чем в среднем по стране. Это было страшное время уничтожения священства, массового закрытия церквей. Почти все пасторы нашей церкви были арестованы уже к 1940 году. Это было время, когда втайне от т.н. «советского народа», заранее были заготовлены списки всех российских немцев, позволившие Сталину после выхода «указа» в кратчайшие сроки репрессировать такое большое число людей. Более 310 000 российских немцев пали жертвой кровавой диктатуры Сталина. А сколько людей подверглось разного рода унижениям, притеснениям, которые только усилились в послевоенные годы. В то время, как Европа постепенно отходила от ужасов этой войны, с российскими немцами по прежнему обращались как с преступниками. По указу 1948 года они были сосланы «навечно» и до 1956 года находились под надзором комендатуры. Дискриминация в получении образования, запрет на употребление немецкого языка, закрытие немецких школ – все указывает на то, что в намерения Сталина входило уничтожение немецкой диаспоры как таковой и уничтожение в среде российских немцев национального самосознания. Какой болью поэтому отзывается в сердце каждого российского немца утверждение официальных инстанций в ФРГ о том, что «критерием разрешения на въезд в страну является хорошее владение немецким языком, а его утрата свидетельствует о национальном безразличии российских немцев и служит поводом к отказу в репатриации. Наши соплеменники, братья по вере, доказали своей крепкой верой и моральной силой способность противостоять сталинским репрессиям. Эта депортация 1941 года объединила немцев петербургских, поволжских, кавказских, черноморских и выковала новый народ – российских немцев. Новая родина – матушка Россия – проявила себя как злая мачеха. Что было делать? Немцы обратились к родине исторической.
Но именно в Федеративной Республике наши соотечественники приобрели печальный опыт – им отказывали и продолжают зачастую отказывать в принадлежности к немецкому народу. Их называют «русскими». А в России их так же несправедливо, так же повально и унизительно обзывали «фашистами».
Могут ли это горе, боль и горькие воспоминания быть основой для положительной, обращенной в будущее самоидентификации молодого поколения? Да, могут и должны! Разумеется, ежегодного дня скорби 28-го августа для этого мало! И недостаточно национального самосознания как производного исключительно от страданий народа. Первый и главный вопрос, возникающий в этой связи - так есть ли вообще родина для нас? Да! И это – наша Церковь. Не столько и не только как институт, но как живая община, как мистическое Тело Христа. Здесь никто не спросит тебя о твоих познаниях в немецком. Здесь никто не спросит о национальности. Здесь ты дома. Это твоя церковь. Это моя церковь. Наша Церковь – Церковь Иисуса Христа. И Он, страдавший за тебя на кресте, простирает к тебе руки и говорит: Приди ко мне, труждающийся, обремененный, я успокою тебя!