Адвент - очерк традиции

Завершился ещё один Церковный год, и вновь мы вступили во время Адвента или Рождественского поста. Адвент является первым периодом Церковного года. С помощью разных средств он готовит нас во-первых к празднику Рождества, а во-вторых пробуждает у верующих стремление к ожиданию Парусии, т.е. Второго Пришествия. Однако понятие Адвента как таковое не является христианским нововведением. Поэтому прежде, чем приступить к обзору традиций этого времени года в Христианской Церкви, посмотрим на то, что оно означало в дохристианской цивилизации.

Латинское слово "Adventus" переводится на русский язык как "пришествие, приезд, прибытие". В римском язычестве понятием Adventus обозначалось ежегодное прибытие божества в Храм. В дворцовом же языке таким образом именовалось официальное посещение императором кого или чего-либо по поводу вступления на престол. Поэтому летописец 354 года определяет день восшествия на престол византийского императора Константина I «Великого», термином Аdventus Divi.

Древние христиане употребляли термин Adventus в двух значениях. Они называли им и Первое Пришествие Сына Божьего (воплощение), и ожидаемое Второе Пришествие в славе (парусию). Раннехристианские источники свидетельствуют о существовании различных традиций Адвента в разных поместных Церквах. Его появление связано с убеждением, что подготовка верующих к Рождеству, так же, как и к Пасхе, должны быть отмечена сорокадневным Постом.

Судя по источникам, традиция Адвента берет свое начало в Галлии и Испании. Первое упоминание о нем содержится в трудах св. Гилария Пуатье из Галлии, и относится к IV веку. Он понимает Адвент, как период подготовки к празднику Богоявления (Епифании). Аналогичным образом Адвент определяется в решениях поместного собора в Сарагоссе в 380 г. Источники V века свидетельствуют о том, что период Адвента в Галлии носил строгий аскетический характер. Его начало носило поместный характер. В одних провинциях он начинался в ноябре, в других - октябре, в некоторых - даже с 24 сентября в праздник Зачатия св. Иоанна Крестителя.

Несколько иной характер имели итало-римские традиции Адвента. Первое упоминание об Адвенте мы находим в документе V века. В нем собрано сорок адвентовых молитв, лейтмотивом которых является ожидание Рождества Христова. В самом же Риме первые следы литургической традиции Адвента появляются в VI веке.

Сравнение текстов галликанских и римских адвентовых молитв и проповедей показывает, что римские источники выделяют в Адвенте главным образом момент воплощения Сына Божьего, и призывают достойным образом готовиться к Рождеству Христову. В Галлии же акцент делается на Парусию - Второе Пришествие Христа. Поэтому Адвент в галликанской традиции носил эсхатологический и покаянный характер. В литургии это выразилось в изъятии гимна "Слава в вышних Богу" и возгласов "Аллилуйя". Священник совершал литургию в ризах фиолетового цвета, символизирующего покаяние. Эта традиция позднее пришла и в Рим, однако в римской традиции всё же сохранились возгласы "Аллилуйя". Что же до сроков и продолжительности времени Адвента, то таковые продолжали различаться от региона к региону на протяжении нескольких веков.

Четырехнедельный Адвент был установлен в Риме по поручению папы Григория Великого уже в конце VI века. Императоры Пипин Короткий и Карл Великий старались распространить римский порядок на всей территории своей империи, однако их старания не увенчались успехом и потому в разных епархиях государства Адвент продолжался и четыре, и пять, и даже шесть недель. Некоторая унификация произошла лишь в XII веке. Решением II Ватиканского Собора. (1962 – 1965 гг.) продолжительность Адвента определяется в 4 недели, предшествующие празднику Рождества.

В ЕЛЦ продолжительность Адвента определяется аналогично. Для исчисления даты его начала надлежит отсчитать 4 воскресенья, предшествующих 25 декабря. Нынешний Адвент не носит аскетического характера, хотя если кто-то нуждается в аскетической практике, то может свободно пользоваться таковой. Однако надлежит помнить, что любые формы аскезы (в т.ч. и пост) являются не самоцелью, не средством достижения спасения, но лишь средством духовной дисциплины. Адвент - время размышлений о радостной тайне Воплощения, однако в то же время мы призваны размышлять и о своей ответственности перед Богом. Об этом нам напоминает фиолетовый цвет на алтаре и кафедре, а также тексты литургических чтений и молитв.

А теперь несколько слов о непременном атрибуте Адвента - венке. Это относительно молодой атрибут предрождественского времени. «Изобретён» он был Иоганном Генрихом Вихерном (1808 – 1881), основателем диаконии. В Гамбурге, в воспитательном детском доме «Рауэс Хаус» количество зажжённых свечей на большом венке под потолком вело счёт дням, оставшимся до Рождества. Когда этот обычай из приютов и школ диаконии перешёл в Евангелическую Церковь, от прежнего числа свечей, достигавшего 28, осталось лишь 4, по одной свече на каждое воскресение Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается первая свеча, и в каждое последующее воскресенье зажигается на одну свечу больше.

Иногда венок выполняется в форме букета со свечой. Всё чаще, вместо того, чтобы купить готовый венок, его мастерят и оформляют своими руками. В Германии во время Адвента ни одно учреждение, ни один офис, школа или врачебный кабинет не обходится без этого поднимающего настроение украшения. В России нет традиции венков. Во вновь оживших евангелическо-лютеранских общинах прихожанам приходится вспоминать или даже заново обретать почти утерянные обычаи предрождественского времени. 



Титульная страница газеты №1. St.Peter-und-Paul Gemeindeblatt