1. Библейские основания поста.
Пост в Ветхом Завете.
Что такое пост? Согласно определению сие есть «воздержание от еды и (или) от питья, как составная часть личного или общественного религиозного служения .». Если мы будем искать в Законе указаний о том, каким образом и в какие дни должно соблюдать пост, то наши поиски обречены на заведомую неудачу. В Торе какие-либо указания на сей счёт отсутствуют. Первое упоминание о посте, как целенаправленном действии имеется в Книге Судей: «Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли, и пришли в дом Божий, и, сидя там, плакали перед Господом, и постились в тот день до вечера…(20, 26)». Изучение ветхозаветных текстов показывает, что посты не являлись постоянной составляющей иудейского календаря, и подразделялись на личные и общественные. Личные посты являлись выражением персонального обращения к Богу в случаях плача, покаяния, траура и мольбы. Что касается общественных постов, то таковые объявлялись (или провозглашались) по мере необходимости для всего народа: а). Перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости , б). Во время искреннего покаяния и смирения перед Богом или в). для достижения полноценного общения с Богом . Пример того, каким образом происходило объявление поста, находим в Книге пророка Иеремии: «В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост перед лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских. (36, 9)». Указание на пост, как на форму поклонения Богу мы находим и у Исайи (58, 3-6). Примерно с IX века до Р.Х. пост становится прелюдией для публичных богослужений.
В качестве выражения покаяния пост почти всегда связан со слезами, ношением вретища и посыпания головы пеплом. «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело своё вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. (3 Цар. 21, 26)». Пост выступает также, как знак траура. После смерти Саула жители Иависа Галаадского, оплакивая его кончину, постились, равно как и Давид, когда до него дошла эта весть. В Псалме 34 Давид говорит, что, сопереживая своим врагам, постился в дни их болезни. Пророк Захария описывает сопровождавшиеся постом дни поминовения трагических событий в жизни Израиля (7, 5). Пост также ассоциируется с просьбами и молитвами. Давид молится и постится, когда у него более ребёнок. Неемия, услышав весть об опустошении Иерусалима, постится и молится о том, чтобы Господь даровал ему благосклонность персидского царя и возможность вернуться на родину и отстроить разрушенное. Именно такие просьбы и пост отождествляет Иисус, когда говорит, что бесов можно изгнать молитвой и постом. Т.е. пост является важным дополнением к молитвам. Пост в Новом Завете.
В Новом Завете также отсутствуют какие-то конкретные установления о постах и о порядке их соблюдения. Иисус ссылается на уже существовавшую к Его времени практику, о которой мы только что говорили. В синоптических Евангелиях, например, пост упоминается, как сопутствующий дням скорби при расставании Христа с учениками . Через молитву и пост Иисус готовится к своему земному служению. Павел и Варнава при рукоположении пресвитеров для различных общин с молитвой и постом предают их Господу (Деян.14, 34). Таким образом в Писании мы не находим установлений о посте. В Новом Завете отсутствуют указания на обязательность поста в какие-либо определённые дни. Посты, о которых говорится в Библии, соблюдаются в связи с конкретными ситуациями. Как же относится к ним Христос? И Он Сам, и апостолы не только не считают пост чем-то ненужным, но напротив, отзываются о нём весьма положительно. Пост в Писании является частью покаяния, скорби и мольбы и предполагает самоотречение, открывающее человека для Бога и нематериальных аспектов жизни. Поскольку еда и питьё характеризуют жизнь плоти, то их отсутствие или отвержение обозначает обращение к реалиям более высокого измерения – к реалиям, в которых доминируют духовные сущности. Таким образом пост в эпоху ВЗ и в апостольское время является делом добровольным и в значительной мере индивидуальным. В последующие времена ситуация изменилась.
2. Великий Пост в Христианской Церкви.
В настоящее время Вселенская Церковь имеет вполне устоявшуюся практику постов, которые, в отличие от ветхозаветного и евангельского времён, стали составной частью церковного календаря. Таковая практика не сошла с неба, но является итогом длительных процессов исторического развития.
Некоторые христианские авторы (Августин, Иероним) говорят о том, что 40-дневный предпасхальный пост был установлен апостолами в подражание примерам Моисея, Илии и самого Христа, постившегося в пустыне 40 дней. Поэтому папа Лев I называет Великий Пост «апостольским установлением», а Иероним «преданием апостольским». Однако у других авторов можно найти иные сведения. Тертуллиан говорит о посте нескольких дней. Ириней замечает, что если одни постились день или два, то другие много дней. У некоторых авторов II-III веков говорится, что в эти времена вошло в обычай поститься в пятницу и субботу перед днём Пасхи. Согласно же свидетельству Дионисия Александрийского, пост перед Пасхой продолжался шесть дней. Таким образом, наиболее правдоподобным выглядит гипотеза, согласно которой если 40-дневный пост и существовал с первых времён Церкви, то не повсеместно. Распространение же его связано с появлением оглашённых и кающихся, принятие которых в Церковь происходило в Пасхальную ночь. По чувству братства и любви в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. По свидетельству Василия Великого, в IV веке Великий Пост перед Пасхой существовал уже в Церкви повсеместно, но не всегда содержал в себе 40 дней и не везде начинался одинаково.
В древней Церкви Пост был очень строг и выражался в неедении в течение более-менее длительного времени. Тертуллиан пишет, что во время пощения не давалась даже вода. Другой формой поста было сухоядение (т.е. потребление сушёных плодов и овощей). На Западе такая форма существовала со II до VII века; на Востоке – до XII. После этого времени постной пищей также стали считаться рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением поста. По словам Тертуллиана, нарушением поста считалось даже церковное «лобзание мира». Общим правилом было избегать излишнего потребления какой бы то ни было пищи и совершенно устранять пищу, действовавшую на организм раздражающим и возбуждающим образом.
Интересным представляется возникновение связанных с постом ересей. Одни считали пост наравне с высшим обязанностями христианина, другие наоборот отрицали всякое значение поста. Позже на Востоке церковное значение поста было усилено: нарушение установленного поста стало считаться не только грехом, но и ересью. Этот взгляд на пост был воспринят на Руси – отсюда столь законническое отношение к посту в российском православии.
Государственное законодательство как на Востоке, так и на Западе, покровительствовало постам. На время Великого Поста прекращались всякие зрелища, игры, торговля мясом, приостанавливалось судопроизводство. Следует отметить, что на Востоке странствующие освобождались от пощения.
На Востоке Великий Пост начинается с понедельника, на Западе – со среды перед воскресеньем Invocavit, называемой «Пепельной средою». Как уже говорилось, обычай посыпать голову пеплом в знак покаяния существовал уже в Ветхозаветное время. В Западной Церкви посыпание пеплом головы во время богослужения связывается с папой Григорием Великим (590-604). В этот день прилюдное покаяние совершалось вне стен церкви. Кающиеся надевали на себя власяницы и посыпали голову пеплом в память об изгнании прародителей из рая. Из солидарности с кающимися всё большее число верующих принимали участие в пепельном ритуале. В настоящее время он заключается в том, что во время богослужения священник чертит пеплом крест на лбу прихожан, говоря при этом: «Помни, что прах ты, и в прах возвратишься». Возможен и другой вариант возгласа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!».
3. Пост и Реформация.
Итак, если апостолы не оставляют никак не регламентируют практику постов, предоставляя таковые свободному усмотрению христиан, то с течением времени свобода уступает место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни причисляется к ереси, а сам пост превращается в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в 26 Артикуле Аугсбургского Исповедания: «В прежние времена учили … так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи.». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост, как средство спасения. «…всё сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего.». В связи с этим стали раздаваться высказывания о том, что лютеране отменили посты, как таковые. Однако это не так. Апология Аугсбургского Исповедания (арт.15) говорит нам так: «Такие упражнения должны быть совершаемы … для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определённым временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определённые дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста.». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определённым дням и в отношении определённой пищи.(АИ, арт.26)». Сия позиция вполне последовательна и логична: Лютер рассматривает всю жизнь христианина, как покаяние. Следовательно и пост становится реалией всей жизни, а не отдельных её периодов.
Каким же образом нам, как лютеранам, вести себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста мы сосредотачиваемся на страданиях Христовых. Следовательно в первую очередь мы должны посвящать время углублённым духовным размышлениям над Св.Писанием, и дабы не нарушать их цельность, во время поста желательно уклоняться от светских развлечений. В отношении же пищи следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо её видов, т.к. целью является достижение бодрости духа и ничто иное. Отказ от определённых видов пищи находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам. Ассоциация поста с отказом от определённых видов пищи – недолжное заблуждение.
В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви.». Поэтому каждый из нас может поститься по своему усмотрению, памятуя цитируемые всё в том же Аугсбургском Исповедании слова св.Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает.».